Горячая линия

8 (3952) 488-631

Версия для
слабовидящих
Подать обращение
 

Порядок проведения медико-социальной экспертизы и условия для установления инвалидности

Прослушать

Оснований для приостановления и отказа в оказании услуги по проведению МСЭ
действующее законодательство не содержит.

Оказание услуги по проведению МСЭ
федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы
осуществляется БЕСПЛАТНО

Новые Правила признания лица инвалидам вступили в силу с 1 июля 2022 года

(Обращаем внимание, что наряду с вступлением в действие новых Правил с 1 июля 2022 года прекращает свое действие Временный порядок признания лица инвалидом, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 1697, предусматривающий автоматическое продление инвалидности)

   
 С 1 июля 2022 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. № 588 «О признании лица инвалидом, утверждающее Правила признания лица инвалидом (далее – Правила).
   Новые Правила предусматривают сохранение ранее действовавших норм, а также введение ряда новых существенных положений, таких как:
  • возможность выбора гражданином формы проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ) – с личным присутствием (очно) или без личного присутствия (заочно);
  • введение единого согласия гражданина на направление и проведение МСЭ, которое оформляется гражданином в медицинской организации;
  • возможность проведения освидетельствования в дистанционной форме с применением информационных технологий (с 1 июня 2023 года);
  • проведение заочной экспертизы с ограниченным доступом к персональным данным гражданина (с 1 января 2024 года).
     Из Правил исключены положения, предусматривающие возможность гражданина самостоятельно обращаться в бюро МСЭ в случае отказа медицинской организации в направлении его на экспертизу, и направление гражданина на МСЭ органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
    Одновременно, в целях сохранения прав граждан на получение объективного заключения о необходимости направления на медико-социальную экспертизу, новые Правила содержат положения, о том, что в случае отказа медицинской организации в направлении гражданина на медико-социальную экспертизу ему выдается заключение врачебной комиссии соответствующей медицинской организации, и гражданин (его законный или уполномоченный представитель) вправе подать жалобу на такое решение медицинской организации в орган, осуществляющий в отношении указанной медицинской организации функции учредителя, в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, если медицинская организация относится к государственной, муниципальной и частной системам здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации и в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения, если медицинская организация относится к системе здравоохранения федерального уровня.
    Предполагается, что основная доля экспертиз будет проводиться в  заочной форме при условии получения качественно оформленных направительных документов из медицинских организаций.
   Проведение экспертизы с личным участием гражданина (очная) не исключается. Правилами определены конкретные случаи для его проведения, одна из которых –  желание самого гражданина о проведении экспертизы в такой форме.
    При этом гражданину будет предоставлена возможность самостоятельно выбрать дату и время проведения медико-социальной экспертизы в очной форме как с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (при условии завершения гражданином (его законным или уполномоченным представителем) прохождения процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации), так и при связи специалиста МСЭ с гражданином.
    Положение о возможности проведения дистанционного освидетельствования c применением телемедицинских технологий, в том числе при обжаловании решений учреждений МСЭ, позволит гражданам избежать дополнительных расходов на проезд в главное бюро, Федеральное бюро.
Внедрение заочной формы проведения медико-социальной экспертизы с ограниченным доступом к персональным данным гражданина, то есть, когда персональные данные гражданина при заочной форме освидетельствования неизвестны сотрудникам бюро, проводящим экспертизу, планируется последовательно и поэтапно с 1 января 2024 года. Такая форма проведения экспертизы является важным элементом независимой МСЭ, способствует повышению ее качества и установлению дополнительного уровня контроля за правильностью вынесения решений.
    Одновременно новые Правила предусматривают информирование гражданина о каждом этапе проведения ему медико-социальной экспертизы любым видом связи, которая ему предпочтительнее. При этом необходимо отметить, что подраздел «Медико-социальная экспертиза» раздела «Здоровье» на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ) в целом будет существенно обновлен и модернизирован.
 

Оказание услуги по проведению МСЭ включает в себя:

  • прием и регистрацию направлений на медико-социальную экспертизу, заявлений об оказании услуги по проведению МСЭ и приложенных к ним документов;
  • запрос сведений и документов, необходимых для проведения медико-социальной экспертизы, не представленных получателем услуги по проведению МСЭ по собственной инициативе;
  • проведение медико-социальной экспертизы;
  • выдачу получателю услуги по проведению МСЭ результатов медико-социальной экспертизы.

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).

В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро при осуществлении главным бюро контроля за решением, принятым бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.

В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.

 Медико-социальная экспертиза с личным присутствием гражданина проводится:

  • в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) при явке гражданина в бюро (главное бюро, Федеральное бюро);
  • по месту нахождения гражданина, если он не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением врачебной комиссии медицинской организации;
  • по месту нахождения гражданина в организации социального обслуживания, оказывающей социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания;
  • по месту нахождения гражданина в в исправительном учреждении, где гражданин отбывает наказание;
  • по месту нахождения гражданина в медицинской организации, оказывающей гражданину медицинскую помощь в стационарных условиях.

 Медико-социальная экспертиза проводится:

  • по направлению на медико-социальную экспертизу, поступившему из медицинской организации,
  • либо по заявлению о проведении медико-социальной экспертизы, поданному гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в бюро, в случаях определения причины смерти инвалида, выдачи дубликата справки, выдачи новой справки, внесения изменений в ИПРА).

Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы.

Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с заявленными целями.

Целями проведения медико-социальной экспертизы могут являться:

а) установление группы инвалидности;
б) установление категории "ребенок-инвалид";
в) установление причин инвалидности;
г) установление времени наступления инвалидности;
д) установление срока инвалидности;
е) определение степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах;
ж) определение стойкой утраты трудоспособности сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации;
з) определение нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);
и) определение причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;
к) разработка индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида);
л) разработка программы реабилитации лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
м) выдача дубликата справки, подтверждающей факт установления инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах;
н) выдача новой справки, подтверждающей факт установления инвалидности, в случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения гражданина;
о) иные цели, установленные законодательством Российской Федерации.

Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право пригласить любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса.

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.

Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному или уполномоченному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право на ознакомление с актом медико-социальной экспертизы гражданина и протоколом проведения медико-социальной экспертизы гражданина.

В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования. Указанная программа доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме.

 В случае отказа гражданина (его законного или уполномоченного представителя) от дополнительного обследования и предоставления необходимых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных.

Гражданину, признанному инвалидом, выдаются:

  • справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности,

Справка об инвалидности может быть выдана на руки или направлена получателю услуги по проведению МСЭ заказным почтовым отправлением с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.
Выписка из акта в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом направляется соответствующим бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, на бумажном носителе и/или в форме электронного документа посредством размещения соответствующих сведений в ФГИС "Федеральный реестр инвалидов".
С 1 января 2022 г. выписка из акта составляется исключительно в форме электронного документа.

  •  а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА).
    С 1 января 2021 г. ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) формируется только в форме электронного документа.

 Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документе.

 Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы в день обращения (при обращении за указанной справкой в день проведения медико-социальной экспертизы) или в течение 5 рабочих дней со дня обращения за ней, если оформление такой справки требует времени для запроса сформированных дел из архива.

 Сведения о результатах проведенной медико-социальной экспертизы формируются в федеральной государственной информационной системе "Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы" (ФГИС ЕАВИИАС МСЭ).

 Контроль за решениями, принятыми бюро, главным бюро, осуществляется соответственно главным бюро, Федеральным бюро в соответствии с порядком, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.